Черные дыры признали виновными в гибели призрачных галактик

Звездообразование в галактике Млечный Путь нельзя назвать активным, но ежегодно в ней рождается по 3-4 новых звезды. Но в эллиптических галактиках звезды не рождаются вовсе, а те, что есть, уже достаточно старые. Вероятно, в какой-то момент большая часть звездообразования внезапно прекратилась, оставив галактику медленно угасать в течение эонов. Такие галактики еще называют «призрачными», так как они фактически неживые.

Черные дыры признали виновными в гибели призрачных галактикБлижайшая гигантская эллиптическая галактика ESO 325-G004. Фото: Wikipedia

Почему звездообразование прекращается в эллиптических галактиках, остается загадкой. Но астрономы считают, что это как-то связано со сверхмассивными черными дырами. Чтобы это выяснить, международная группа астрономов во главе с Кей Ито из Университета перспективных исследований SOKENDAI в Японии заглянула в раннюю Вселенну. Для этого ученые изучили свет возрастом 9,5–12,5 миллиардов лет.

Обратная связь

Астрономы искали рентгеновские и радиоволны для выявления активных сверхмассивных черных дыр. Когда сверхмассивная черная дыра активна, она поглощает огромное количество материи из окружающего ее пространства. Этот процесс известный как «обратная связь».

Первая форма обратной связи являет собой интенсивное излучение черных дыр, пронизывающее Вселенную. Оно формируется во время сильного трение материи в аккреционном диске черной дыры вследствие чудовищной гравитации. Вторая форма обратной связи принимает форму гигантских струй (джетов), вырывающихся из полярных регионов черной дыры со скоростью, составляющей значительный процент от скорости света. Более того, активные сверхмассивные черные дыры также генерируют сильные ветры, которые устремляются во внешние области галактики. Считается, что все три формы обратной связи — излучение, струи и ветер — нагревают и отталкивают холодный молекулярный газ, необходимый для образования молодых звезд.

После долгих наблюдений команда обнаружила «избыточное» рентгеновское и радиоизлучение в галактиках, где звездообразование практически отсутствовало. В то же время, в галактиках с продолжающимся звездообразованием такие сигналы были относительно слабо выражены. Лучшее объяснение этих чрезвычайно сильных сигналов — активны сверхмассивные черные дыры. Исследователи пришли к выводу, что активные сверхмассивные черные дыры играют роль во внезапной гибели этих таинственных призрачных галактик.

Напомним, что ранее черная дыра в центре Млечного Пути подтвердила предсказание Эйнштейна.

По материалам The Astrophysical Journal