Обсерватория Gaia обнаружила горячий юпитер

В ходе анализа данных, собранных космической обсерваторией Gaia, астрономы обнаружили ранее неизвестный горячий юпитер. Особенность находка заключается в том, что она была сделана транзитным методом. На сегодняшний день это вторая экзопланета, найденная Gaia при помощи этого способа.

Телескоп Gaia как охотник за экзопланетами

Обсерватория Gaia была запущена в 2013 году. Ее основная цель — составление подробной карты распределения звезд Млечного Пути. Для этого телескоп измеряет положения, направление движения и спектральные классы примерно миллиарда светил. Но Gaia также может использоваться и для иных задач, в том числе и изучения экзопланет. Поскольку телескоп собирает очень точные данные о положении звезд, его можно задействовать для поиска экзопланет при помощи астрометрического метода, путем фиксации небольших изменений положения звезд на небе с течением времени.

Обсерватория Gaia обнаружила горячий юпитерТелескоп Gaia в представлении художника. Источник: ESA

Но, как часто бывает в астрономии, со временем ученые нашли и иные способы, как использовать телескоп для решения задачи поиска внесолнечных тел. В прошлом году команда исследователей сумела впервые задействовать Gaia для обнаружения экзопланеты при помощи транзитного метода — путем измерения колебаний яркости звезды, вызванных прохождениями компаньона на фоне ее диска.

Горячий юпитер

Недавно команда израильских астрономов доказала, что прошлогоднее открытие не было случайностью. В ходе нового анализа, собранных телескопом данных, им удалось найти следы еще одной экзопланеты. Она получила название Gaia-2b. Впоследствии ее существование было подтверждено космическим телескопом TESS, а также Большим Бинокулярным телескопом.

Обсерватория Gaia обнаружила горячий юпитерГорячий газовый гигант в представлении художника. Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center

Gaia-2b обращается вокруг солнцеподобной звезды, находящейся на расстоянии 675 световых лет от Земли. Она представляет собой раздутый горячий юпитер. При массе, составляющей 0,82 от массы Юпитера, радиус экзопланеты превышает радиус Юпитера в 1,3 раза. Орбита Gaia-2b проходит на расстоянии менее 7 млн км от родительской звезды, поэтому ее атмосфера разогрета до очень больших температур. Астрономы допускают, что в этой системе могут существовать иные крупные экзопланеты и намереваются продолжить ее изучение.

Напомним, что недавно мы рассказывали о том, как ученые использовали данные Gaia для создания трехмерных карт туманностей.

По материалам https://arxiv.org