Астрономы обнаружили черные дыры внутри умирающих ранних галактик

Международная команда астрономов провела наблюдения ряда галактик, сформировавшихся в первые несколько миллиардов лет после Большого взрыва. Им удалось выявить корреляцию между находящимися в их центрах черными дырами и изменениями, способными негативно повлиять на темпы рождения новых светил.

Загадка мертвых галактик

Наш Млечный Путь является домом для множества светил разных возрастов. Но такая картина наблюдается далеко не везде. Эллиптические галактики преимущественно населены старыми звездами примерно одного возраста. Это указывает на то, что в начале своего жизненного цикла они прошли через период активного звездообразования, который затем внезапно прекратился.

Астрономы обнаружили черные дыры внутри умирающих ранних галактикЭллиптическая галактика M59 (снимок Hubble). ESA/Hubble & NASA, P. Cote

Вопрос о том, почему галактики вроде нашей все еще продолжают формировать звезды, а эллиптические лишились этой возможности, давно интересует астрономов. По одной из наиболее популярных версий все дело в находящихся в их центрах сверхмассивных черных дырах, чья активность разрушает газовые облака, полностью останавливая все процессы звездообразования.

Черные дыры как помеха звездообразованию

Чтобы проверить эту теорию международная команда исследователей воспользовалась обзором COSMOS  (Cosmic Evolution Survey). Он включает сведения о радиоволнах, инфракрасном свете, видимом и рентгеновском излучении, собранные ведущими наземными обсерваториями включая телескоп «Субару» и комплекс радиотелескопов ALMA. Исследователи сосредоточили свои усилия на галактиках, расположенных на расстояниях 9,5 — 12,5 миллиардов световых лет от Земли.

Астрономы обнаружили черные дыры внутри умирающих ранних галактикГалактики в ранней Вселенной, изученные в рамках обзора COSMOS. Источник: NAOJ

Сначала астрономы использовали оптические и инфракрасные данные, чтобы разбить галактики на две группы: те, в которых продолжается звездообразование, и те, где оно прекратилось.  Далее, они сосредоточились на производимом галактиками радио и рентгеновском излучении, являющимися сопутствующим признаком наличия в их ядрах сверхмассивных черных дыр. В результате, исследователям удалось выявить явную корреляцию между активностью черных дыр и затуханием процессов звездообразования. Это говорит о том, что черные дыры действительно могут предотвращать рождение новых светил.

В то же время стоит отметить, что такая картина не является универсальной. На сегодняшний день ученым также известны случаи, когда черные дыры способствовали рождению новых светил и даже формировали галактики.

По материалам https://phys.org